ПУБЛИКАЦИИ >> Интервью, опубликованные в газете "Лечебные письма" >>

www.celenie.ru

"Победить хроническую болезнь"
Интервью руководителя Ассоциации Антира Александра Александровича Креля
корреспонденту газеты "Лечебные письма" (2006 год)


Трудно отрицать успехи современной медицины. Невероятные хирургические операции, трансплантация органов, уникальные приборы для диагностики и лечения, биополимеры с необычными свойствами и многое другое просто поражают воображение. И только хронические болезни, как вражеские крепости, все еще не поддаются мощным ударам медицинской и фармацевтической «артиллерии». Как же их одолеть?

Отвечает президент Санкт-Петербургской антиревматической ассоциации «Антира», доктор медицинских наук, профессор А. А. Крель.

Александр Александрович, почему могучий арсенал сегодняшней медицины не в силах реально помочь людям, страдающим хроническими заболеваниями?

– С течением времени я прихожу к печальному убеждению, что тот путь, который избрала сегодня медицина, то есть развитие в рамках научно-биологической парадигмы, или биоцентризм, заводит в тупик. Это сказывается на возможностях лечебного дела, особенно при хронических заболеваниях.

Да, медицина пользуется достижениями и успехами различных наук, особенно биологии, но самостоятельной системы научных представлений не имеет. Она развивается на основе учения об общей патологии человека — учения, по сути, чисто биологического. В нем человек сводится к механизму, в лучшем случае — к организму, но никак не к «гомо сапиенс», человеку разумному.

Наверное, поэтому наибольшие успехи мы видим в тех областях медицины, которые зависят от технологических возможностей — операции, трансплантации и т. п. Хронические заболевания к этой категории не относятся.

Но, может быть, это просто дело будущего, научилась же медицина справляться со многими инфекционными болезнями?

– Когда я учился, то твердо знал, что советской медициной полностью побеждены такая социальная болезнь, как туберкулез, и злостный пережиток буржуазного общества — сифилис.

Каково положение дел сегодня, все хорошо знают. Конечно, некоторые инфекции побеждены, но на смену им идет сонм новейших инфекций — не только хорошо известных, но и таких, о которых мы еще не имеем представления. Как можно с ними справиться, если считать, что инфекционное заболевание — это процесс взаимодействия двух биологических видов: бактерии (вируса) и человека? Ведь при этом совершенно не учитываются представления о сущности человека, о его исключительности, о сущности жизни! – Тем не менее в больницах, поликлиниках, медицинских центрах лечатся миллионы людей… – Мой бывший шеф, профессор Смоленский, любил говорить: «Ну что, коллеги, будем лечить или пусть живет?» Это эпатажное высказывание поначалу вызывало у нас, молодых врачей, раздражение.

Но теперь, спустя десятки лет, находясь на том же профессиональном уровне, на котором был тогда профессор Смоленский, я оцениваю это высказывание совершенно по-другому. В нем есть глубокий смысл. Агрессивная фармакотерапия высокими дозами лекарственных средств вмешивается в сложные процессы иммунитета, в нервные и эндокринные процессы. Отдаленные последствия этих воздействий, в том числе на саму личность человека и на его потомство, недостаточно изучены.

А ведь болезнь подобна айсбергу, у которого над водой торчит лишь верхушка. Фармакотерапия, заслонившая сегодня все другие подходы к лечению, переводит многие заболевания в хроническую форму. То есть айсберг погружается под воду — на некоторое время, пока внутренние процессы не приводят к его новому, еще более драматическому всплытию. Больные испытывают лишние страдания, несут большие материальные потери, надеясь, что очередная порция симптоматических лекарств им поможет. Человек движется не к излечению, а к инвалидизации. К тому же он теряет свой ресурс надежды, а это еще более усугубляет его моральное, эмоциональное и физическое состояние.

Как же тогда лечиться?

– Вот самая первая практическая рекомендация: не используйте без достаточных оснований или без должного профессионального врачебного контроля современные активные, агрессивные методы лечения. Обходитесь по возможности простыми средствами. И второе: человек — это не биоробот.

Нельзя говорить о физическом здоровье в отрыве от здоровья душевного и духовного, особенно в тех случаях, когда физическое здоровье в силу тех или иных причин пошатнулось.

Но ведь есть такой метод коррекции душевного здоровья, как психотерапия. Не может ли она помочь при хронических заболеваниях?

– Сегодня у нас в практике нет своих традиций научной, концептуально обоснованной психотерапии. А поверхностное использование зарубежных методик, разработанных в странах с иным образом жизни, традициями, культурой, может вместо желаемого результата приводить подчас к совершенно неожиданным последствиям.

Да, в настоящее время в педагогике, психиатрии, в техниках достижения успеха, в решении семейных проблем, в бизнесе и т.п. эффективно применяется психотерапия. Но в сфере заботы о здоровье, особенно если речь идет о хронических заболеваниях, она практически отсутствует. А нам нужна психотерапия, которая бы «наводила мосты» между уровнями тела, души и духа ради достижения здоровья. Сегодня эту роль пытаются играть различные псевдодуховные практики. Однако реально помочь человеку может только настоящая духовность. Так, в традициях православной христианской культуры есть представление о православной психологии, и о православной психотерапии.

Значит, надо пропагандировать духовность?

– Духовность невозможно навязать, ее нельзя рекламировать, она требует очень деликатного и заботливого попечения, но только так можно сохранить и восстановить целостное здоровье человека. И здесь мы больше всего уповаем на два духовных элемента: творчество и молитву. Именно они способны помочь больному человеку справиться с его главной психологической проблемой: ощущением невозможности исцеления, так как традиционная терапия оказывается явно недостаточной, а сами хронические болезни в большинстве своем считаются неизлечимыми.

Творчество и молитва позволяют преодолеть душевные проблемы, которые чаще всего и являются основой для развития тех или иных хронических заболеваний.

Вы хотите сказать, что творчество и молитва могут сделать неизлечимые болезни излечимыми?

– Наши клинические наблюдения за несколько десятилетий и мировой опыт свидетельствуют, что практически все считающиеся неизлечимыми болезни потенциально излечимы. Даже рак. Перечитайте «Раковый корпус» А И Солженицына, и вы увидите там свидетельство излечимости. Имеются достоверные свидетельства того, что Александр Исаевич действительно страдал раком на поздней стадии, и, слава Богу, с тех пор он прожил более полувека. Среди моих пациентов были люди, которых по всем медицинским канонам ожидала неизбежная и скорая смерть. У одного был, например, тяжелейший некротизирующий васкулит как системное проявление ревматоидной болезни с поражением практически всех внутренних органов. Через 8 лет нашего систематического лечения он стал практически здоровым человеком. Это простой рабочий, но он — личность. Вылечивались пациенты с системной красной волчанкой, с ревматоидным артритом и т.п. Но очень важно, что все те, кого нам удалось привести к излечению из, казалось бы, непреодолимых стадий болезни, были людьми с открытой душой, с богатым душевно-духовным потенциалом.

Что требуется от врача, чтобы привести больного к излечению?

– От врача требуется, прежде всего, целостный, холистический подход. Он включает в себя триединую заботу: о духовном, душевном и физическом состоянии пациента.

Указанием на необходимость целостного подхода я вовсе не пытаюсь принизить возможности современной научной медицины и фармакотерапии. Но эти возможности несоизмеримо возрастают, если подходить к человеку как к личности, а не только биологическому объекту. Наши наблюдения в течение нескольких десятилетий за тысячами людей, страдающих «неизлечимыми» хроническими заболеваниями, свидетельствуют, что даже в тяжелых случаях достигается положительный лечебный эффект, если правильная фармакотерапия применяется к людям, обладающим развитой душой и высоким духовным уровнем. И врач должен вложить свою душу, развить собственную духовность, чтобы помочь больному во всех этих направлениях.

Как же все это реализовать на практике?

– Мы считаем, что целостный подход к заботе о человеке, включающий современные достижения медицины, психологическую помощь, творчество и духовность, лучше всего осуществлять в сообществе людей, страдающих хроническими заболеваниями и нуждающихся в помощи и поддержке, их близких и специалистов различных «помогающих» профессий, в том числе врачей.

Наша ассоциация предпринимает сегодня усилия по созданию такого сообщества. Нужно, чтобы люди хотя бы на примере одной общины увидели, что можно заботиться о целостном здоровье и восстанавливать его при любой хронической болезни. Это сообщество должно жить полноценной жизнью, в том числе творческой и духовной, и формировать духовное движение за холистическое, целостное здоровье. Очень важно, чтобы такое сообщество взаимодействовало с христианскими общинами, поскольку мы живем в христианской культуре, но это не означает обязательной привязки к какой-то одной конфессии. Лично я придерживаюсь православной традиции, но духовность свойственна всем верованиям.

Однако большинство больных — люди не очень-то верующие…

– Нет людей, которые в условиях конфликта (а болезнь — это конфликт), кризиса, тяжелой стрессовой ситуации, психологически невыносимого состояния в той или иной форме не обращались бы к Богу. К тому же целостный подход к лечению ставит во главу угла просвещение человека и его духовное восхождение. Конечно, заботиться о людях, которые уже обратились к Богу и имеют определенный уровень духовного развития, гораздо легче, чем пробуждать духовный мир атеиста. Но наш опыт, а начинали мы в 60–70-х гг. прошлого века, показывает, что большинство людей, которым мы сумели помочь, стали настоящими верующими. Как и большинство членов нашего профессионального сообщества, включая меня.

Что может сам для себя сделать человек, страдающий хроническим заболеванием?

– Есть некоторые общие рекомендации, которые позволяют больному человеку находить выход из трудных ситуаций, не усугубляя свое неблагополучие, а двигаясь к излечению. Прежде всего, не уповайте на безграничные возможности научной медицины и помните, что здоровье в аптеке купить нельзя, каким бы дорогим лекарство ни было. Вместе с тем, от вас потребуются некоторые духовные качества: вера в лучшее, нестяжательство, определенное смирение. Поймите, что ваше реальное благополучие не определяется ни материальными факторами, ни даже физическим здоровьем, тем более что границы между здоровьем и нездоровьем чрезвычайно пластичны. Далее, не делайте ставку на деньги, на престижность лечебного учреждения или амбициозность специалиста. Вместо этого постарайтесь найти своего терапевта, с которым у вас складывались бы человеческие, душевные отношения. Найдите для себя сообщество или хотя бы круг людей, понимающих ваши проблемы и способных оказать содействие в их преодолении. Участвуйте в формировании и жизни такого сообщества. Общинные отношения, взаимопотдержка и групповая терапия играют огромную роль на пути к исцелению. Следуйте своей интуиции и не отчаивайтесь, не впадайте в неверие и депрессию ни при каких обстоятельствах. Займитесь любым привлекательным для вас видом творчества. И обращайтесь через молитву к Богу.

Беседовал Александр Герц, "Лечебные письма", №27, 2006 год