Ассоциация «АНТЭРА» >> Архив >> Семинары >>

www.celenie.ru

Семинары
К принципам христианской антропологии Гзгзян Давид Мкртичевич  


Докладчик - Гзгзян Давид Мкртичевич - заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского православно-христианского института, кандидат филологических наук, бакалавр богословия.

Доклад предполагается посвятить возможности выявления основных принципов христианской антропологии. Речь может идти именно о выявлении христианской антропологической модели, поскольку она представлена не развернутым систематическим учением, а рассеянными по разным трудам фрагментами, так или иначе обозначающими основные начала христианского понимания человека.



1. В начале предполагается обозначить соотношение христианского и античного толкования феномена человека. Необходимость увидеть сходство и различие между этими двумя формами понимания вызвана тем, что варианты античной модели (дух-душа-тело; душа-тело) терминологически представлены во множестве христианских текстов, хотя их реальное наполнение в различных контекстах в той или иной степени расходится с традиционным для античности.
2. Далее необходимо остановиться на традиционном библейском представлении о «сердце», как экзистенциальном центре человека, и его корреляцию с родственным термином «дух». В этом соотношении речь идет о целостном облике человека, его фактической расположенности к взаимодействию с трансцендентным личным началом (Богом), которое также выступает как «Дух».
3. Здесь возникает новая проблема: соотношение духа человеческого и Духа Божьего, а также толкование смыслов термина «духовность» в христианстве и других духовных традициях.
4. В связи с обозначенным соотношением духа человеческого и Духа Божьего, а также смыслом «духовности» следует подчеркнуть личностный характер христианской антропологии, а также оговорить трудности персоналистского истолкования этого взаимодействия, в частности содержание термина «личность» применительно к человеку и Богу.
5. Личностность в христианстве может быть понята только как способность выхода за свои границы и взаимодействия с Другим. Однако для достаточной спецификации личностности именно в христианском смысле одного этого принципа недостаточно. Требуется уточнение, в чем состоит содержание этого выхода за пределы «я».
6. Принцип собственно христианского явления личностности трактуется в терминах «общение», «любовь», «творчество», обозначающие начала, позволяющие утверждать реальную и безусловную ценность всякого человека как фактического «образа» (imago) и потенциального «подобия»(similitudo) Божия. Утверждение человека как ценности наивысшего уровня зиждется на вере в человека и способность действительного межличностного взаимодействия на перечисленных началах.