Ассоциация «АНТЭРА» >> Архив >> Семинары >>

www.celenie.ru

Семинары
Некоторые размышления о феномене смерти в мире Галина Муравник  


Докладчик - Галина Муравник: выпускница кафедры Генетики Биологического факультета Московского Государственного университета им.Ломоносова (1979г.); окончила аспирантуру в Институте генетики и селекции микроорганизмов (лаборатория Генетики актиномицетов и актинофагов) (1985 г.); далее - научный сотрудник Института вирусных препаратов (лаборатория ДНК-содержащих вирусов). Биолог, генетик, В течение 14 лет преподавала биологию, экологию, ОБЖ в ряде православных школ Москвы; с 2000 года преподаватель Лицея духовной культуры во имя преподобного Серафима Саровского. В настоящее время проректор по учебно-методической работе Библейско-богословского института св. апостола Андрея, преподаватель курсов «Естественнонаучная апологетика», «Наука и религия». Автор программы «Введение в христианское естествознание» для 1-11 классов православных школ. Автор учебника «Введение в христианское естествознание» для 11 класса (готовится к изданию). С 1999 года – биолог-методист Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Постоянная участница Рождественских образовательных чтений с 1993 года. Все доклады, сделанные на Чтениях, опубликованы в ежегодных сборниках «Христианство и наука». Пишет на темы о соотношении веры и знания. Опубликовала цикл работ, в которых сделаны попытки анализа проблем современного естествознания с позиций христианского богословия..



Тезисы семинара
на тему: «Некоторые размышления о феномене смерти в мире»

• Мечта о личном бессмертии – откуда она в человеке? При всём различии сюжетов, связанных с посмертным существованием у разных народов и в разных религиях, тем не менее, учение о бессмертии можно считать универсальным. Но «…мысль о бессмертии – отнюдь не просто биологический феномен. Прежде всего, она – проявление духа, интуитивно ощущающего свою неразложимую природу», - писал протоиерей Александр Мень.

• Феномен бессмертия в биологическом мире: Может ли живое избегнуть смерти? Бессмертными организмами можно считать бактерии, поскольку им не знакома старость и умирание. Аналогичная ситуация наблюдается и у амёб – одноклеточных организмов из царства Простейших, которые размножаются простым делением надвое. Но даже у амёб и бактерий обнаружен процесс, который был назван «запрограммированной гибелью». Правда, включается он крайне редко. Несколько иная картина наблюдается у инфузорий – других представителей царства Простейших. Уникальный процесс конъюгации, используемый ими – способ обретения «второй молодости», позволяющий избежать старости и смерти. Явление частичной смерти можно наблюдать также и у вирусов. Но всё же феномен частичного умирания не получил широкого распространения среди живых организмов. Эволюция на определённом этапе привела к появлению многоклеточных форм жизни. Это эволюционное достижение породило и новые проблемы. Бессмертие, свойственное одноклеточным, стало невозможно. И всё же среди многоклеточных тоже есть «кощеи бессмертные» - это раковые клетки, размножение которых идет весьма интенсивно, не обнаруживая при этом признаков старения. Однако их индивидуальное бессмертие становится причиной смерти организма – носителя этих клеток.

• Открытие теломеразы Бессмертие раковых клеток не осталось вне поля зрения исследователей. Был открыт фермент, активно функционирующий в раковых клетках – так называемая теломераза. Благодаря деятельности этого фермента раковые клетки остаются бессмертными. В 1985 году теломераза была обнаружена у инфузорий, дрожжей, растений, а также у животных (в половых и раковых клетках). В 1997 г. был картирован ген теломеразы. Теломераза – настоящий «эликсир бессмертия», но не следует забывать, что она в то же время является фактором злокачественного перерождения клеток. За бессмертие приходится платить дорогую цену. два взгляда на смерть: смерть как поломки в функционировании систем организма (П.Медавар) смерть как запрограммированный процесс (А. Вейсман). Дальнейшие открытия позволили сделать выбор между ними.

• Открытие апоптоза; «Самурайский закон биологии» В.Скулачева: Апоптоз - это физиологическое самоубийство некоторых клеток, которое запрограммировано на генетическом уровне. Было показано, что апоптоз принципиально отличается от обычной некротической гибели клеток. Картина развертывания апоптоза иная. Это последовательная, подчинённая строгим правилам программа самоубийства некоторых клеток.

• Механизм апоптоза, значение апоптоза, его распространение в живой природе: Оказалось, что генетически запрограммированная гибель – явление жизненно необходимое живому. Она является актом самопожертвования во имя интересов и блага всего организма. Возможно, отношения в клеточном сообществе лишний раз иллюстрируют мысль о том, что нет на свете большей любви, чем жизнь положить «за други своя». Нарушение процесса апоптоза влечёт за собой многочисленные неприятные последствия, часто – с летальным исходом. Если говорить о человеке, то у него появляются злокачественные новообразования, различные аутоиммунные болезни (например, системная красная волчанка), нейродегенеративные заболевания (такие как синдром Альцгеймера, болезнь Паркинсона), дефекты развития, а также прогрессируют вирусные инфекции. Кстати многие вирусы, проникая в клетку, стараются в первую очередь нарушить механизм апоптоза, чтобы не быть уничтоженными вместе с зараженной ими клеткой-хозяином, которая стремится самоликвидироваться.

• Многоуровневые механизмы смерти. Исследования геронтологов: Геронтологи обратили внимание на то обстоятельство, что нормальная (или физиологическая) температура тела человека, составляющая 370С, является критической для существования ДНК. Дело в том, что при этой температуре химические связи в молекуле ДНК оказываются весьма нестабильными. Эта нестабильность приводит к возникновению разного рода спонтанных повреждений, скорость накопления которых в целом равна 5.103 в час. Учитывая время жизни клетки в организме человека, а также общее количество клеток, получаются просто астрономические цифры спонтанных повреждений ДНК, с которыми организм вынужден как-то сосуществовать. Если же сюда прибавить ещё и повреждения, вызываемые фоновым излучением, не говоря о прочих неблагоприятных средовых факторах, то возникает закономерный вопрос о том, каким образом клетки нашего тела живут при таком физиологически неоптимальном режиме, при этом сохраняя свою исходную генетическую структуру. Возникающие по разным причинам изменения ДНК создают почву для старения организма и его неизбежной гибели. Причём данные многочисленных исследований подтверждают мысль о том, что неустойчивость первичной структуры ДНК – явление вовсе не уникальное, а общебиологическое, фундаментальная закономерность, свойственная всему живому. Однако причины старения кроются не только в изменениях структуры ДНК.

• Смерть в эволюционной истории живого: Палеонтологическая летопись, эта «раскрытая книга Бытия», как назвал её в одном из своих стихотворений И.Бунин, бесстрастно зафиксировала всеобщность феномена смерти с самого начала возникновения живого (возраст жизни сейчас оценивается примерно в 3,7 миллиарда лет). К моменту появления человека на Земле (около 150-160 тысяч лет назад) её недра уже были гигантской братской могилой, в которой упокоились представители многочисленных биологических видов. Таким образом, мы неизбежно должны признать, что смерть вошла в мир не после грехопадения наших прародителей, как порой приходится слышать, а существовала в мире изначально, не делая исключений ни для кого из обитателей Земли. Эти выводы палеонтологии также надёжны, как и факт того, что Земля имеет форму шара, который к тому же ещё и вертится. Поэтому оспаривать их не имеет смысла. Скорее они должны явиться предметом серьёзного богословского анализа.

• Роль смерти в трофических (пищевых) пирамидах: В Божьем мире, у Отца Света, на таинственных путях Его Промысла, даже зло может стать добром. Смерть животных и растений, как ни жестоко это звучит, оборачивается благом: благодаря работе почвенных бактерий образуется плодородный слой почвы – перегной, который даёт новую жизнь растениям, а те кормят растительноядных животных, которые сами становятся пищей плотоядных и так далее... Выстраивается то, что экологи называют пищевой, или трофической пирамидой и без чего не может устойчиво существовать ни одна экосистема. При этом закон пожирания и смерти не поражён жалом греха, ибо грех – сугубо человеческое деяние, следствие его свободной воли, позволяющей уклоняться от путей праведных.

• Смерть на страницах Книги Бытия: Первое упоминание о смерти мы находим во 2 главе книги Бытия, где рассказывается о грехопадении. Входила ли человеческая смерть в первоначальный замысел Бога? Безусловно, нет. Но смерть как таковая, как феномен существовала в том мире, в который Господь ввёл человека. Доказательством этому могут служить слова, которыми Бог предостерегает Адама от вкушения плодов с Древа Познания Добра и Зла: «…Смертию умрёшь». В таком случае, можно сделать первый важный вывод: человек до грехопадения был знаком с феноменом смерти, в противном случае он не смог бы понять смысл обращённого к нему Божьего предупреждения. Как же могло произойти это знакомство? Решусь предположить, что из непосредственного наблюдения смерти в царстве природы. Ведь в Священном Писании нет указаний на то, что хищные животные появились лишь после грехопадения. Дочеловеческий мир – мир до грехопадения, знал и хищничество, и паразитизм, и смерть.

• Амбипотентность человечества: Для бессмертия первозданного человечества была нужна особая Божественная благодать, которую он, вероятнее всего, получал, причащаясь чудесных плодов от Древа Жизни. Без этого его райское бытие, по-видимому, не могло бы быть вечным. Но после событий, известных нам как грехопадение, Господь лишил перволюдей возможности продлевать жизнь, вкушая эти плоды. И тогда в свою законную силу вступили природные биологические процессы, которые изначально заложены во всё живое, включая человека, и которые сопровождают с тех пор каждого их людей, приводя к неизбежному финалу. Следует обратить особое внимание на то, как сформулировано в Книге Бытия предупреждение, полученное Адамом. Бог не говорит о том, что Он Сам, так сказать, лично накажет перволюдей смертью. Он говорит: «Ты умрёшь». Но чтобы реализовалось это грозное обещание, в организме человека уже должны были присутствовать все те биологические механизмы, которые реализуют программу умирания. Запретив человеку вкушать плоды Древа Жизни, т.е. Древа Бессмертия, Господь лишь предоставил естеству свободу действовать по существующим законам. Таким образом, «Бог, - действительно, - смерти не сотворил», как писал в IX веке патриарх Фотий. Но человек, будучи амбипотентным, из двух данных ему потенций сам, по собственной воле, избрал именно ту, которая привела его к смерти. Бог лишь дал право на смерть. Но воспользовались этим правом наши прародители добровольно. Так смерть из предпосылки (вероятности) стала реальностью человеческого бытия. Путь к жизни вечной: Мы привыкли мыслить смерть как нечто ужасное, несправедливое, недолжное, как фундаментальное несовершенство живого, не согласующееся с нашими представлениями о благости Творца и Вседержителя мира. А несет ли смерть - казалось бы, самое ужасное из всего существующего в мире, свою особую, сокровенную сверхзадачу, можно сказать - миссию? зачатие----рождение----рост-----старение (деградация)-----смерть. Но правильно ли будет ставить на этом точку? А может быть смерть – это путь к возрождению, необходимый этап к рождению в новом качестве (по крайней мере, для человека)? Как считают многие богословы, преградив человеку путь к Древу Жизни, т.е. попустив смерть, Господь спас его от самого страшного - смерти духовной, т.е. полного и вечного небытия. Законы разрушения и смерти касаются только физической природы человека. Прах земной – та материальная субстанция, в которую обращается после физической смерти наше тело, действительно, смертен и разрушим. Значит, тело человека, творимое, как сказано, из «праха земного», изначально несло в себе идею смертности (заметим в скобках, что ангелы, являющиеся бесплотными сущностями, т.е. накак не связанные с прахом земным, не знают смерти). Но смерть физического тела - не окончательный приговор. Нам кажется, что, умирая, человек навечно уходит в землю. Однако стоит заметить, что тело человеческое не просто предаётся земле - хоронится, но как бы отдаётся ей на временное хранение в предчувствии всеобщего воскресения из мертвых. И это не есть примирение со смертью - телесная смерть лишь открывает возможность взойти на небо, вновь обрести сладость богообщения, которую утратили наши прародители. «Рабство тлению», ощущаемое нами как глубинное нарушение закона Божественной любви и справедливости, будет преодолено Воскресением. Мечта о «жизни вечной» как высшем идеале человечества станет реальностью. Эту надежду принёс нам Христос – «первенец из мертвых», Своим Воскресением победивший смерть и тлен и давший нам всем «жизнь с избытком» (Ин.10.10). Таким образом, замысел Божий о человеке как о существе бессмертном не исчезает из мироздания, но путь к его реализации меняется, делаясь значительно более сложным. Смертное тело становится храмом для бессмертного человеческого духа.

Заключение: Конечно, представленный анализ, касающийся феномена смерти, ни в малейшей мере нельзя считать исчерпывающим. Символика образов и событий, описываемых на страницах Откровения, ещё не понята нами во всей возможной глубине. Пока мы видим, по слову апостола Павла, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор., 13.12). А протоиерей Николай Иванов комментирует так: «Значение символа древа жизни в Книге Бытия глубоко скрыто до полноты времён…В этом тексте чувствуется большая тайна». И всё же хочется еще раз подчеркнуть, что жизнь и смерть – это парные, онтологически неразъединимые параметры нашего мироздания. Но если из пары вычесть единицу, то в остатке мы получим, в нарушение законов математики, не единицу, а ноль. Поэтому дерзну утверждать, что смерть онтологически необходима жизни. Стремление человечества обрести телесное бессмертие (путем различных манипуляций, таких как пересадка донорских органов, клонирование, введение стволовых клеток, создание лекарств на основе теломеразы или какими-то иными способами) надо признать безблагодатным. Искушение телесным бессмертием надо преодолеть. Не на этом пути нас ждёт радостная, обещанная встреча с Творцом.

На вопрос «Господи! к кому нам идти?», ученики Христовы сами нашли ответ: «Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин.6.68).